Процесс перестройки европейской системы
международных отношений на принципах, призванных
обеспечить мир, безопасность и сотрудничество. Начало ему
было положено Заключительным актом Совещания по
безопасности и сотрудничеству в Европе, завершающая
стадия которого состоялась в Хельсинки в 1975 г. В
Совещании приняли участие руководители 33
европейских государств, а также США и Канады.
Подписание Заключительного акта стало возможным
в условиях наступившей разрядки международной
напряженности. Он положил начало прекращению «холодной
войны» и ликвидации ее последствий. Исторически акт
связан с решениями держав антигитлеровской коалиции
о послевоенном устройстве Европы, которые
определенные силы пытались пересмотреть в свою пользу в
годы «холодной войны». Советский Союз стал
инициатором созыва Совещания и активным участником на
всех его этапах.
Заключительный акт, подписанный в Хельсинки,
открывается Декларацией принципов, на которые должна
опираться общеевропейская система международных
отношений: суверенного равенства, взаимного отказа от
применения силы или угрозы силой, нерушимости
границ, территориальной целостности государств, мирного
урегулирования споров, невмешательства во внутренние
дела, уважения прав человека и основных свобод,
равноправия и права народов распоряжаться своей судьбой,
сотрудничества между государствами, добросовестного
выполнения обязательств по международному праву.
Декларация явилась авторитетным подтверждением и
развитием основных принципов международного права,
закрепленных Уставом ООН (см. Организация
Объединенных Наций).
1 августа 1975 г. в зале пленарных
заседаний дворца «Финляндия»
состоялась церемония подписания
Заключительного акта.
Хельсинкский акт включает также Документ по
мерам укрепления доверия и некоторым аспектам
безопасности и разоружения, в котором содержатся
положения о предварительном уведомлении о военных
учениях и крупных передвижениях войск, об обмене
военными наблюдателями, о других мерах доверия и о
вопросах разоружения. Многие из этих мер беспрецедентны в
международных отношениях.
Значительное внимание уделено сотрудничеству в
области экономики, науки, техники и охраны
окружающей среды. Установлены положения о развитии
торговли, промышленного сотрудничества. Особое
внимание к сотрудничеству в области новейших направлений
науки и техники. Важное место занимают положения о
сотрудничестве в гуманитарных областях: контакты
между людьми, информация, культура, образование. В
заключение намечены дальнейшие шаги после
Совещания. Иначе говоря, с самого начала речь шла о
непрерывном процессе, в ходе которого происходило бы
упрочение общей безопасности и развитие всестороннего
сотрудничества.
СССР проделал немалую работу по реализации акта в
своей внутренней и внешней политике. В Конституцию
СССР была включена статья 29, устанавливавшая, что
основой отношений с другими государствами служат
принципы, которые целиком совпадают с теми, что
перечислены в акте. В гуманитарной сфере были
приняты законы о гражданстве, о правовом положении
иностранных граждан, правила пребывания иностранных
граждан в СССР и транзитного проезда иностранных
граждан через территорию СССР и др. Были
заключены многочисленные соглашения об экономическом,
научно-техническом и других видах сотрудничества с
европейскими странами.
Хельсинкский акт не только знаменовал поворотный
пункт в развитии международных отношений в Европе,
но и дал остальному миру образец решения сложнейших
проблем. Он оказал влияние на мировую систему
международных отношений в целом. Однако открытые им
возможности не были использованы в достаточной мере.
Новое обострение международной напряженности стало
на пути реализации положений акта. Свою долю
ответственности за это несло и прежнее советское
руководство. Крайне отрицательно сказался на Хельсинкском
процессе ввод советских войск в Афганистан. В период
застоя не были реализованы в СССР и многие
положения гуманитарного характера.
И тем не менее, несмотря на обострение
напряженности, Хельсинкский процесс не прекратился, а продолжал
развиваться. Об этом свидетельствуют встречи и
конференции в Белграде (1977—1978), Мадриде (1980—1983),
Стокгольме (1984—1986), Вене (1986—1989). На
Мадридской встрече было решено созвать
Конференцию по мерам укрепления доверия, безопасности и
разоружения в Европе. Ее первый этап состоялся в
Стокгольме (1984—1986) и открылся в условиях резкого
ухудшения международной обстановки. Положение
изменилось коренным образом с началом преобразований в
СССР, положивших начало и коренным изменениям в
международных отношениях. Результаты сказались в
принятом Стокгольмском документе, который явился
огромным достижением в развитии Хельсинкского процесса.
Документ обязал государства предварительно уведомлять
об учениях, передвижениях войск свыше установленных
параметров, обмениваться ежегодными планами
военной деятельности, подлежащей уведомлению,
приглашать наблюдателей и даже проводить иностранную
инспекцию на местах. Особое значение имела
договоренность, подтверждающая обязанность неприменения
силы во всех ее видах, включая вооруженную.
На Венской встрече, ставшей новым этапом в
развитии Хельсинкского процесса, большое внимание
уделялось сотрудничеству в области экономики, науки и
техники, окружающей среды и др.
Важным шагом в развитии Хельсинкского процесса
стало Парижское совещание по безопасности и
сотрудничеству в Европе 1990 г. Оно было приурочено к
моменту подписания Договора о сокращении обычных
вооруженных сил в Европе. Договор предусматривал
значительное снижение вооруженных сил участников
НАТО и Организации Варшавского договора (ОВД),
достижение таким путем равновесия на существенно
пониженном уровне. В результате практически
исключалась возможность внезапного нападения.
Была принята Совместная декларация 22 государств,
представляющая собой многостороннее политическое
обязательство о ненападении.
Центральный документ Совещания — Парижская
хартия для новой Европы, под которой поставили свои
подписи руководители 35 государств. Подписавшие
Хартию взяли обязательство строить и укреплять
демократию как единственную систему правления в своих
странах; оказывать помощь друг другу с целью сделать
демократические завоевания необратимыми.
Участники Совещания исходили из неделимости
безопасности, полагая, что безопасность каждого из них
связана с безопасностью остальных. Предусмотрено
дальнейшее развитие сотрудничества в области экономики и охраны окружающей среды. Речь идет о более
глубокой интеграции в международную экономическую
и финансовую систему.
Особенно велико значение Парижского совещания
для формирования организационной структуры
Хельсинкского процесса, для его институционализации.
Инициатором здесь выступил СССР. Установлен механизм
регулярных совещаний и консультаций на уровне глав
государств и правительств. Центральным форумом
политических консультаций будет Совет Министров
иностранных дел, которому придается в качестве
вспомогательного органа Комитет экспертов. Для
обслуживания этих органов в Праге создается Секретариат.
Особого внимания заслуживает учреждаемый в Вене
Центр по предотвращению конфликтов, призванный
контролировать военно-политическую обстановку в
Европе. В Варшаве создается бюро по свободным
выборам, в задачу которого входит содействовать обмену
информацией о выборах. Предстоит создание
парламентской ассамблеи СБСЕ, состоящей из
представителей парламентов всех стран-участниц.
Парижское совещание сыграло важную роль в
определении общеевропейских ценностей и принципов,
установило далеко идущие цели сотрудничества, вплоть до
интеграции. Участники приняли на себя широкие
обязательства по обеспечению безопасности. Были заложены
организационные основы Хельсинкского процесса. Все
это знаменует наступление нового этапа в развитии
процесса, что отражает его жизненную силу и значение.